Найти в Дзене
179 подписчиков

Привет, это Леонид Стариков с рассказом о том, где российские стартапы берут деньги. В прошлой серии мы дошли до этапа минимального рабочего сырого продукта, который собрали на деньги друзей. Теперь стартаперу нужно выйти на новый этап финансирования.


Seed. В мировой практике венчурные фонды смотрят на ваш сырой продукт, и дают деньги на доработку, организацию продаж, и прочее.

Грубо говоря, если на первом этапе вам нужно было 15 миллионов, сейчас нужно 100, ведь расходы растут. Иначе стартап умрет в теле продукта MVP.

Как это работало в России раньше? Венчурные фонды спонсировали много идей. Те, что прорастали, масштабировали за границей. А если российский стартап унести за рубеж, там инвестиции вырастали сразу на порядок. В Кремниевой долине 10 миллионов долларов - это весьма скромная сумма. А у нас - это миллиард!

То есть венчурные фонды в том числе зарабатывали на таком переносе. Они брали нормальный стартап, в который они верили, смотрели на MVP, смотрели на первые продажи, вкладывались в него здесь и мотивировали фаундеров запускаться в Америке. И уже там инвесторы могли совершить возврат инвестиций в двукратном, в пятикратном размере.

Всё это закончилось в 2022 году.

После ухода международных фондов на рынке стартапов остались стратегические инвесторы (Яндекс, Сбер, ВТБ, Газпром, Роснефть и др.). Они не хотят полноценно вкладываться в стартапы на стадии "Sееd". Средний чек на стадии "Seed" примерно такой же — 15 миллионов.

Экосистемам не нужен сырой продукт. Они хотят нормально работающий бизнес, чтобы стартап сразу начал приносить пользу. Например, условному Сберу надо, чтобы у вас были тысячи клиентов, продажи, кэшфлоу - в общем, чтобы у вас уже была доказанная бизнес модель. Тогда компания даст несколько сотен миллионов рублей на масштабирование.

Представьте, вы год на минимальном уровне разработки, и думаете — ну вот, мы на следующем этапе, у нас готов MVP. Но нет, там по-прежнему холодная реальность, а у вас появились расходы на маркетинг, на продажи, растет команда, а денег всё равно не дадут или предложат тот же чек.

Получается разрыв между стадиями роста вашего стартапа. Напомню, сейчас вы в точке: светлая идея, собранная на коленке и пара первых продаж. Возникает вопрос, что делать? Об этом в следующих сериях.
Привет, это Леонид Стариков с рассказом о том, где российские стартапы берут деньги. В прошлой серии мы дошли до этапа минимального рабочего сырого продукта, который собрали на деньги друзей.
1 минута