Найти в Дзене
54 подписчика

🎄✨Завершаем разбор «ёлочной» новогодней традиции ✨🎄


В финальном посте серии поговорим про Деда Мороза и про судьбу праздника в XX веке.

Объединение двух образов — Мороза с елкой происходит во второй половине 19 века, когда в городской среде отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как Николай Угодник у западных сверстников. При Александре II упоминаются «старый Рупрехт» (немецкого происхождения, 1861), святой Николай или «дедушка Николай» (1870) — единичные попытки, которые не приживаются.
Однако представления о святом Николае оказывают прямое влияние на создание образа Деда Мороза 🎅

В 1880-х годах начинает закрепляться визуальный образ волшебника, благодаря европейским почтовым карточкам, и уже к началу 20 века, повсюду используется знакомый нам образ доброго бородатого деда, который дарит детям подарки 🎁

Все еще помнят, что традиция рождественского дерева пришла в Россию из Германии, и в начале 20 века по-прежнему воспринимается, как немецкая. С началом Первой мировой войны разгораются патриотические страсти, а Санкт-Петербург был переименовывают в Петроград. На этой волне в официальной печати начинаются выступления против «немецкости», в том числе немецкого обычая рождественской елки. В 1916 году Святейший Синод призывает патриотов не ставить в домах елки, поскольку это неправославный антипатриотический и «немецкий обычай». Октябрьская революция 1917 года принципиально идет наперекор всему, называя город Петербургом и реабилитируя елку🎄

Большевики попытаются заменить все имперское, включая буржуазные религиозные праздники — светскими. Вифлеемскую звезду на советской елке сменяет коммунистическая красная. Игрушечных ангелочков — серпы и молоты, красноармейцы, самолетики и танки. Новый год позиционируется исключительно, как праздник для детей: с 1918 на 1919 год в московском детском приюте в Сокольниках проводится детская елка, на которую приглашают Ленина. Странно, правда? Меньше года Брестскому миру, а власти возвращают праздник, который прочно ассоциируется с Германией.

Но все равно на елку, как на пережиток прошлого быта и символ буржуйского Рождества начинаются народные гонения + подключаются эко-активисты, возмущающиеся вырубкой молодого ельника. Наиболее радикальные революционеры предлагают не только отменить Рождество как «поповский пережиток», но и Новый год, и елки и все прочие атрибуты праздника.

Что за радость?
Гадость!
Почему я с ёлками пристал?
Мой ответ недолог:
нечего из-за сомнительного рождества Христа
миллионы истреблять рождённых ёлок.
Владимир Маяковский - Рождественские пожелания и подарки, 1926

24 сентября 1929 г. постановлением Совета народных комиссаров празднование Рождества официально запрещается. Новогодние торжества также отменены как буржуазные и поповские пережитки. Рождество объявляют Днем индустриализации. Под запрет попадают и елки, и Дед Мороз.

Но уже в октябре 1935 года политика меняется.
«.... Постышев поднял тогда вопрос: "Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость — рождественская елка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям елку?". Сталин поддержал его: "Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим"».
Никита Хрущев - Воспоминания. Время. Люди. Власть. Книга 1, 1970

28 декабря 1935 года в газете «Правда» выходит заметка, которая реабилитирует и возвращает новогоднюю елку 🌟

Уже в следующем году на празднике впервые появляется... Снегурочка! И страна кидается праздновать новый-старый праздник с удвоенной силой. Игрушки, гирлянды, мальчик-Новый Год (не прижился), шампанское, мандарины (это уже 1970-е) и прочее, что вы и так хорошо помните 🥂🍊

В общем, мы здесь не про то, что не нужно праздновать Новый Год или ставить ёлку. А про то, как легко привносить в культуру новое. Но при этом что не изменилось со всеми этими внешними веяниями? То и есть русский культурный код!

С наступающим! 🎉
#обычаи
@Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK
3 минуты