1304 подписчика
Сегодня, наконец, я опять пишу очередной философский опус. Назвать его программистским можно лишь с некоторой натяжкой. Это эссе всё же о естественном языке, для меня это русский язык, впитанный с молоком матери, переданный мне на генном уровне и с самых первых дней моей жизни. Но обо всём по порядку, хотя немного сумбурно.
Да, существует теория формальных языков, которая охватывает и естественные языки. Но у языка много функций. Основной является коммуникативная. Собственно её и описывают с помощью формальной математической теории. В реальной письменной художественно (хотя и не обязательно художественной) речи много авторского, чего-то, что нельзя описать формально, оно связано с ощущениями того, кто пишет, с чем-то, что идёт из детства или даже из генов, с тем, что он чувствует, когда пишет, с его отношением к тому, о чём он пишет и ещё с чем-то ещё, что есть в человеке. Это выражается в самых разных элементах текста: выражениях, словах, эпитетах, порядке слов, размерах предложений, связи между ними и многом, многом другом. И вряд ли искусственный интеллект в ближайшее время сможет познать радость вот такого творчества. А я уже давно понял, вот так нельзя изучить иностранный язык, потому как родной язык вшит, вплетён в твою жизнь, начиная с самых ранних дней твоего существования. Конечно, я говорю о русском языке, родном мне. На нём можно написать всё: от художественных произведений, выражающих самые тонкие колебания души, до чётких однозначных инструкций, как если бы вы писали программу на одном из языков программирования. Да, и такая программа вполне уже может быть исполнена системой искусственного интеллекта, ну если описанные действия могут быть выполнены программно. Поэтому любой естественный язык много богаче и интересней любых языков программирования.
Меня долго разрывало между языками программирования и русским языком, но потом я примирился. Русский язык для души, а программирование и для души и для дела. Но вот что я хотел бы сказать, и естественный язык и язык программирования родственники. И там и там мы пишем предложения, которые кто-то должен интерпретировать. Но как и у писателя у программиста должен быть свой почерк. Я всегда относился к программированию как к искусству. Да это ещё и мой крест. И как-то один читатель на Дзене, но в другом канале меня пристыдил: как вам не стыдно, вы должны учить молодых людей так, чтобы они могли поступить в крупные корпорации, а вы позорите себя. На что я ему ответил, что к сожалению я этим не занимаюсь. Корпоративные дела, это дела коммерческие, а я о творчестве. Творчество это удовольствие и восторг. А деньги лишь заменитель этого. Как заменитель сахара. А заменитель сахара вреден.
Приведу отрывок воспоминаний об Аркадии Гайдаре, о писательской кухне.
- Ну, - сказал я, - выкладывай: что тебе нужно?
- А мне нужно, чтобы ты послушал, какую я чудную фразу придумал.
- Какую?
- Вот, слушай: "Пострадал, старик, пострадал!" - говорили пассажиры".
Хорошо?
- Откуда я знаю! - ответил я. - Смотря по тому, где она стоит и к чему
относится. Гайдар рассвирепел.
- "К чему относится", "к чему относится"! - передразнил он меня. - К
тому, к чему надо, к тому и относится! Ну, черт с тобой! Сиди, выписывай
свои сочинения. А я пойду запишу эту фразу.
О чём этот отрывок? О том, что творчество это дело авторское, личное, индивидуальное. Мы далеко не всегда до конца понимаем авторский текст, в нём где-то глубоко сидят переживания и мучения человека, пока он трудился над текстом. С программами, конечно, проще будет. Но всё равно, сколько программистов, столько и программ. А если всех под единые требования к текстам подводить, то это уже не творчество, а производство. А мой канал о программировании, как об искусстве.
Перечитал свой текст и понял, что когда писал, где-то задней мыслью держал в уме проблему искусственного интеллекта. Наверное, стоит об этом поговорить отдельно.
3 минуты
9 января