Найти в Дзене
54 подписчика

В новом году возвращаемся к теме иеротопии - топологической сакральности русского города 🏙✨


Тема очень интересная, так как позволяет осмыслить один из способов передачи культурного кода. Да и для градостроителей полезная. Но тема и сложная для понимания, терпите 😅

Итак, мы разобрали город как икону, но иеротопически организованное пространство выступает как иконическое ещё и в том аспекте, что визуально зафиксированное в нём содержание имеет не только историческое значение (как событие, содержащееся в памяти культуры и получившее внешнее мнемоническое закрепление), но и, по преимуществу, вечный, «эонический» смысл ⏳

Иначе говоря, пространственная икона выражает собой то, что когда-то произошло навсегда (!). Или, возможно, точнее будет сказать, происходит вечно. С точки зрения событий, полным аналогом является Пасха или литургия. Они не воспоминания о событиях, они САМИ события каждый раз. Так и город или икона, встроенные иеротопически, не напоминания о городах или святых, а они сами 🕯

Учитывая это обстоятельство, на которое обратил особое внимание Валерий Владимирович Лепахин, требуется вводить в научно-исследовательский обиход ещё один термин – эонотопия 📚

«Чтобы обозначить это реальное схождение Божественной вечности на определённое иконическое святое место, – пишет В. В. Лепахин, – я предложил термин эонотопос (от греч. αἰών – “вечность”, “век” и τόπος – “место”, “пространство”). В первом приближении эонотопос – это двуединство святого места и вечности».

Соответственно, иеротопия – это всегда и обязательным образом эонотопия, поскольку иеротопически организованные пространства являются таковыми лишь в силу их иконического характера; последний же неизбежно предполагает и парадоксальное присутствие вечного во временном, и известную степень свободы реципиента относительно его собственной позиции во времени ♾️

«События, которые в реальности происходили в разное время, в эонотопосе могут восприниматься и изображаться как одновременные, поскольку они находятся внутри вечности».

Будучи пространственной иконой, христианский город наглядным образом являет святость, а не сообщает о ней; предстоящий городу-иконе смотрит не на него, а в него, как предстоящий иконе смотрит не на изображённого на ней, а в его глаза, обращённые к нему.

И как обратная перспектива иконы позволяет предстоящему оказываться посреди сакрального пространства, а не в точке внешнего наблюдателя за происходящим без всякой связи с ним, так и обратная перспектива города (увеличение объёмов по мере удаления от места нахождения реципиента) «включает» его в сакральное пространство, даже если человек в него ещё физически не вступил.

Тема эонотопии ещё более сложная и захватывающая, но это уже не для канала. Добавим, что Валерий Владимирович Лепахин только придумал термин, а "идею" можно найти ещё у Максима Исповедника, или, более современным языком, у епископа Василия (Родзянко) 📜

По материалам работ Сергея Аванесова.

Икона "Иаков Боровичский", кон. 18 в.- нач. 19 в., ГИМ
#иеротопия
@Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK
В новом году возвращаемся к теме иеротопии - топологической сакральности русского города 🏙✨  Тема очень интересная, так как позволяет осмыслить один из способов передачи культурного кода.
2 минуты