15 подписчиков
Сегодня читаю книгу Амоса.
Книга не большая, но проникнута важными темами. Так и как: избранность народа, магический подход к обрядам, что несомненно,актуально и сейчас. Хотя многие любят цитировать Ветхий Завет совсем в другом отношении, чтоб оправдать некоторые свои поступки. Ветхий Завет-путеводитель, который облегчит фарисеев и скажет о Любви к Богу и ближнему, и явится примером и Искупителем для всего человечества.
«Истинное служение Богу. В эпоху Иеровоама культ принял по
луязыческий характер. Люди наивно полагали, что Бога можно задоб
рить приношениями и праздниками. Наряду с этим подспудно про
должало сохраняться влияние ханаанских ритуалов и верований.
Уставное национальное благочестие постепенно превращалось в пус
тую форму, в «отеческую» традицию, из которой исчезал дух. Чело
век, совершая преступление, грех, стал надеяться, что культ и дары
Богу покроют все. В противовес этому пророк от лица Господня
объявляет, что обряд без соблюдения заповедей — кощунство:
Ненавижу, отвергаю праздники ваши
и не обоняю жертв во время торжественных собраний
ваших.
Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение,
Я не приму их,
И не призрю на благодарственную жертву
из тучных тельцов ваших.
Удали от Меня шум песней твоих,
ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать.
Пусть, как вода, течет суд,
и правда — как сильный поток!
Приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары
в пустыне, в течение сорока лет, дом Израилев?
(5:21-25).
Это одно из самых сильных обличений магического подхода к
вере, которое знал древний мир. Главным в богопочитании должны
быть «суд» (евр. epwm, МИШПАТ), то есть правосудие, и «правда» (евр.
tma, ЭМЕТ), то есть справедливость. В них проявляется истинное сле
дование Завету, и лишь при этом условии Богу угодны жертвы и об
ряды. Когда же человек забывает о своем долге, его лицемерное
«благочестие» превращается в глумление над святыней:
Идите в Вефиль — и грешите,
в Галгал — и умножайте преступления;
Приносите жертвы ваши каждое утро,
десятины ваши — хотя через каждые три дня.
Приносите в жертву благодарения квасное,
провозглашайте о добровольных приношениях ваших
и разглашайте о них,
Ибо это вы любите, сыны Израилевы,
говорит Господь Бог.
(4:45)
Для христианской Церкви эти обличения имеют непреходящее
значение. Речи Христа Спасителя против фарисейства были как бы
подтверждением правоты пророка (Мф 23:1318; Лк 11:3754; см. также: «Не вся
кий, говорящий Мне: “Господи, Господи!” войдет в Царство Небесное, но исполняю
щий волю Отца Моего Небесного» — Мф 7:21). Не случайно на Амоса ссылался
первомученик Стефан, обращаясь к Синедриону (Деян 7:42). В духе про
рока выступали и такие мужественные светильники Церкви, как свт.
Иоанн Златоуст, блж. Иероним, свт. Филипп и прп. Максим Грек».
Протоиерей Александр Мень.
2 минуты
6 декабря 2024