Найти в Дзене
54 подписчика

🎄Новогодняя ёлка – часть русского культурного кода?


В свете предстоящих новогодних праздников мы не можем не затронуть тему их соответствия нашему культурному коду. Небольшая серия постов будет посвящена традиции наряжать новогоднюю ёлку и все вокруг этого. Выводы оставим вам, с нас только факты.

Но для старта вопрос – есть ли связь между еловыми ветвями на похоронах и новогодней ёлкой?

Итак, приступим. Достаточно известный факт, что праздновать Новый Год и наряжать ёлку 1 января начали с соответствующего указа Петра I 📜

Что любопытно, долго считалось, что самого собственноручно написанного Петром документа не существует, но в 2021 году все-таки был обнаружен текст (на фото):

«О Новом годе внесть, где пристойно. Сего генваря перваго дни значют Новой год праздновать 1 генваря, которой пред сим отправляли сентября 1».

Про изменение летоисчисления и календаря говорить здесь не будем, хотя тема тоже очень интересная ⏳

Первый Новый год уже официальный текст указа обязует праздновать с украшением экстерьера жилищ ветвями сосны и елки на немецкий манер:

«...В знак того доброго начинания и нового столетнего века… учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостином дворе и у нижней аптеки…, а людям скудным хотя бы по деревцу или ветви на ворота, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего января к 1 числу сего года, а стоять тому украшению января по 7 день того же 1700 года.»

Вы можете спросить, а как же праздновали Рождество до этого указа? Вдруг там была ёлка? ❓

Не было. Старинной рождественской традицией было устройство в середине декабря в храмах Москвы и других городов Пещного действа – церковной мистерии на ветхозаветный сюжет. Историю о трех отроках, брошенных за преданность истинной вере в огненную печь и спасенных по велению Господа, представляли певчие дьяки, их ученики и скоморохи. В Кремле Пещное действо происходило во время заутрени в Успенском соборе на глазах у государя. Царь Михаил Федорович особенно любил наблюдать эту красочную церемонию, которая разыгрывалась исполнителями около подобия страшной печи – деревянного резного сооружения с горящими внутри углями – и завершалась чудесным спасением отроков 🔥

Были, естественно, и другие традиции, но никаких ёлок и их украшения там тоже не было. Вообще до Рождества шёл Филипповский пост, второй по строгости после пасхального. А после Рождества (25 декабря по старому стилю) начинались Святки, продолжавшиеся до Крещения (6 января по старому стилю) 🕯

Празднование в этот период всем более-менее известно под названием Колядки. Очевидно, что их история идет еще от языческих времен, и в своей основе имеет празднование «удлинения светового дня», говоря современным языком, или «солоноворота», говоря похоже как было тогда 🌞

Естественно, такое мероприятие не приветствовалось Церковью. Например, соответствующие предупреждения есть в специальной грамоте царя Алексея Михайловича 1649 года:
«ведомо учинилося», как по всей Москве «в повечерии Рождества Христова кличат многие люди Коляду и Усеня, а игрецы бесовские – скоморохи с домрами и с дудами, со медведи ходят; бабы всяко животно скотское и птичье пекут… Засим плясанье и пение производят».
Царь запрещает все это, как «зело греховное».

Стоглавый Собор 1551 года также укоряет христиан в том, что
«во градех и селех творят еллинския (то есть языческие) беснования, игры, плясание против праздника Рождества Христова и в нощи, славя Коляду…».

Постепенно Колядки превратились в Святки и стали вполне благопристойным событием, хотя и не без некоторого "флёра". Много чего было на этом праздновании, но ёлки в них до Петра так и не появились.

Пока делаем вывод, что искать смысл ёлки нужно в тогдашней Германии, откуда Петр и привез это новшество. Но про это уже в другом посте.

Копия поручения Петра I из архивов РГАДА.

Николай Рерих, «Пещное действо», 1907
#обычаи
@Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK
3 минуты