54 подписчика
Новогодняя ёлка – часть русского культурного кода? 🎄✨
В прошлый раз мы выяснили, что традиция наряжать ёлку на новый год пришла к нам с Петром I из «немецких» земель в 1699 году. Сегодня попробуем выяснить, откуда она там взялась и что символизировала. Как и помазанием, придется нам из наших земель перебраться в Европу. 🌍
Каких-либо отсылок на дерево, как символ празднования Рождества Христова в Новом Завете нет, но в Германии есть древняя легенда о Святом Бонифации: чтобы доказать превосходство христианства, он хочет продемонстрировать бессилие языческих богов и срубает священное Древо Донара (Тора). (Саксы поклонялись германскому богу Донару, проводя обряды у старого дуба, как и славяне). На вопрос потрясенных германцев, как им отмечать Рождество, Бонифаций указывает им на маленькую пихту, уцелевшую под рухнувшими ветвями дуба. Ее вечнозеленые ветви символизируют бессмертие, а верхушка указывает на небеса, как место обитания Бога. ☀️
Формирование рождественского ритуала происходит в немецкой традиции уже в конце Средневековья. Хвоя восходит к «райскому дереву» предрождественской мистерии, созданной еще в 12 веке — театрализованной постановки, посвященной истории грехопадения, поскольку 24 декабря западными христианами отмечается память прародителей Адама и Евы. В качестве декорации, учитывая зиму, используют вечнозеленое дерево, которое украшают яблоками (символ запретного плода) и вафлями или печеньем (символ причастия и искупления). Ну и змеем, естественно, в виде серпантина (лат. Serpens – змея, а на немецком die Papierschlange – серпантин как украшение, тоже от die Schlange – змея). Реквизит этой мистерии, аналогично рождественскому вертепу, внедряется в обрядовый обиход. 🍎🍪
Но во многих источниках вы найдете легенду о том, что немецкий реформатор и богослов Мартин Лютер в 1513 году, возвращаясь домой в канун Рождества, был необычайно очарован красотой звёздного неба и ели под ним: открывшаяся картина напомнила ему о Вифлеемской звезде, которая стала путеводной для волхвов в Рождественскую ночь. Мартин Лютер решил повторить это чудо дома: принёс домой маленькую ёлочку, поставил её на стол, украсил ветви свечами, а вершину — звездой. 🌟
Какая связь между мистериями про изгнание Адама и Евы из Рая и первым протестантом?
Красивая легенда о Лютере скорее всего просто легенда. Более реальной выглядит история, что ёлка надолго стала одним из символов реформации. В некоторых городах пытались запрещать и мистерию и собственно ёлки. В знак протеста приверженцы Лютера переносили их из церквей в дом и выставляли в окнах, чтобы прохожие видели их приверженность. Некоторые реформаторы считали, что пророчество о рождественской ёлке изрёк Исаия в 60:13:
"Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр,чтобы украсить место святилища Моего"
(в оригинале вместо кедр стоит слово сосна или ёлка). В общем, в некотором смысл ёлка – символ сопротивления.
И вот Петр I во время своего Великого посольства увидел эту традицию, уже широко распространенную в протестантских странах, и решил ее привезти в Россию. Далее поговорим о том, что из этого вышло.
Цветная литография по фреске Генриха Марии фон Гесса, 1834-44
#обычаи
2 минуты
15 декабря 2024