Найти в Дзене
665 подписчиков

Вести с полей-42. Ретроспектива. 1959 год


Экспедиционная деятельность Мурманского областного краеведческого музея в нынешнем году отмечает 85 лет. В рамках нашей постоянной рубрики «Вести с полей» мы хотим рассказать о наиболее интересных открытиях, сделанных сотрудниками музея за прошедшие десятилетия.

Сегодня о том, как краеведческий музей организовал одну из первых поисковых экспедиций в Мурманской области и что из этого получилось.

Началась эта история в 1959 году, когда заведующий отделом природы Виктор Семенович Дребенцов встретился с заготовителем пушнины Ловозерского района Филиппом Яковлевичем Чупровым. При каких обстоятельствах состоялась данная встреча, мы не знаем, но среди прочего, Ф.Я. Чупров сообщил, что житель села Краснощелья Петр Иванович Терентьев обнаружил в тундре разбившийся самолет.

Виктор Семенович не оставил эту информацию без внимания, связался с П.И. Терентьевым и получил от него схему с местом расположения упавшего самолета.

3 июня Виктор Семенович вместе с офицерами Мурманского и Териберского военкоматов вылетел на вертолете в район Бабозера.

В ходе долгих поисков участниками экспедиции был обнаружен разбитый самолет Пе-3 и останки четырех человек.

В кабине стрелка-радиста нашли туристическую путевку, выданную Ивану Ермолаевичу Свириденко, рядом лежал почти истлевший комсомольский билет на имя Бойцова.

5 июня останки летчиков вертолетом были доставлены в Краснощелье и похоронены в центре поселка. Состоялся траурный митинг. Над братской могилой установили временный памятник. Комсомольцы поселка возложили венок.

В честь Ивана Ермолаевича Свириденко в Краснощелье была названа одна из улиц.

7 сентября 1967 года останки погибших летчиков торжественно перезахоронили в селе Ловозере. К этому времени обстоятельства гибели самолета были уже известны, а члены экипажа установлены поименно.

8 мая 1943 года с аэродрома Ваенга вылетели шесть самолетов Пе-3 из состава 95-го авиаполка. Конечная цель маршрута – аэродром Ягодник под Архангельском. При подходе к горлу Белого моря машины попали в непробиваемую стену серого тумана и дождя. Решив возвращаться, самолеты вошли на материк в районе устья реки Варзуга. Вернутся на свой аэродром смогли только четыре боевые машины. Два ведомых самолета исчезли. С этого момента все, кто находился на борту, стали значиться в списках пропавших без вести.

На борту первой обнаруженной машины находились:

Иван Ермолаевич Свириденко – младший лейтенант, 1917 года рождения, уроженец Брянской области.
Степан Федорович Лудцев – младший лейтенант, 1920 года рождения, уроженец Алтайского края. Василий Александрович Грудин – лейтенант, 1920 года рождения, уроженец Ярославской области.
Иван Николаевич Бойцов – лейтенант, 1916 года рождения, уроженец Ленинградской области.

История тяжелого истребителя Пе-3 на этом не закончилась. С 20 по 28 марта 2022 года поисковики из Республики Татарстан совместно с мурманским поисковым отрядом «Икар» (г. Заозерск) и представителями дайвинг-клуба «Морской охотник» (г. Мурманск) провели поисковую экспедицию в районе Бабозера. Главной задачей стала эвакуация сохранившихся фрагментов тяжелого истребителя Пе-3, необходимых для восстановления самолета в рамках проекта «Крылья Татарстана» в городе Казани.

В 1950-е годы поисковое движение в Мурманской области только зарождалось. Через три недели после возвращения Виктора Семеновича, на озеро Дикое, расположенное за нынешней Долиной Славы, поехали заядлые рыбаки, работники судоремонтной мастерской № 1227 Северного флота в поселке Дровяном. Вместе с ними в дорогу отправился молодой и тогда еще никому не известный заводской рабочий Лев Васильевич Журин. Но это уже совсем другая история...

На фото:
1. Бабозеро на карте Мурманской области
2. Улица Свириденко 1970 г.
3. Улица Свириденко 2024 г.
4. Дребенцов В.С. 1960-е гг.
5. Чупров Ф.Я. 1941 г.
6. Обелиск на братской могиле летчиков, погибших в годы войны. Ловозеро. 2024 г.

Подписывайтесь на канал t.me/...ogo
При желании автора можно поддержать на Бусти
Ваша поддержка помогает мне продолжать снимать, работать и исследовать. Спасибо, что вы со мн
3 минуты