Найти в Дзене
54 подписчика

Попробуем соединить тему помазания на царство и иеротопии русских городов. Начнем с Киева, на его примере хорошо заметна соответствующая символика 🏛


В правление Великой княгини Ольги (945-969 гг.) короновался в Риме Германский император Оттон I (962 г.), а вскоре после Крещения Руси (988 г.) перестало существовать I Болгарское царство (ок. 1018 г.), столица которого Преслав претендовала на роль «Третьего Рима» (недаром сын Ольги Святослав переносил туда столицу Руси).

В это время Русь стала одним из крупнейших христианских государств Европы. Это обстоятельство в соединении с тем, что Владимир Святославич (также как германский император Филипп Швабский и болгарский царь Петр) установил свою династическую связь с византийским престолом, женившись на сестре императора Василия II Багрянородного Анне и был помазан на царство, привело и Русь к мысли о восприятии его столицы как нового духовного центра Православия ✝️

Проведенное Г.Я.Мокеевым сравнительное исследование развития градостроительной структуры Киева до Крещения и после показало, что строительная деятельность времен Владимира и его сына Ярослава Мудрого была сознательно направлена на воплощение в композиции столицы символического подобия Иерусалиму Небесному (город Владимира), а также Иерусалиму Палестинскому и Константинополю (город Ярослава) 🕌

Основным градостроительным символом уподобления Киева Иерусалиму и Константинополю стали Золотые ворота. К символам палестинского Иерусалима также относится Лобное место с воздвигнутым на нем крестом, общее крестообразное расположение в плане Киева воротных башен, и наконец, строительство в окрестностях Киева пещерного (Печерского) монастыря, напоминающего Сионский пещерный монастырь. Подобно Константинополю, главным собором Киевской митрополии стала Святая София, в свою очередь, построенная во образ храма Гроба Господня в Иерусалиме 🕍

Однако, историческая судьба всех трех государств (Киевской Руси с Киевом, Болгарского царства с Тырновом и Священной римской империи германской нации с Триром), претендовавших на роль «Третьего Рима», оказалась недолговечной. Уже после смерти Владимира Мономаха в 1125 году Русь раздробилась на княжества, а в 1239 году Киев был разорен нашествием войск хана Батыя. Похожая судьба постигла два других города, а закат «Второго Рима» длился еще более полутора веков до взятия Константинополя турками в 1453 году. Можно сказать, что до этого момента принятие роли «Третьего Рима» было преждевременным 🏰

На относительно короткий период эта роль предполагалась для Владимира, что подтверждается структурой города (Золотые и Железные ворота, Успенский собор, сходные с Киевом посвящения многих храмов). Но перенос митрополичьей кафедры в Москву, отказ от Флорентийской унии в 1439 году и избрание первого автокефального митрополита Руси Ионы делает страну с центром в Москве последним оплотом Православия.

И далее, хотя никаких документов, подтверждающих принятие концепции «Третьего Рима» Московской Русью XV века не обнаружено, многие факты говорят о том, что эта роль была принята. Мы уже писали про деятельность Иосифа Волоцкого. Также стоит отметить женитьбу Ивана III на Софье Палеолог и принятие византийского герба. Многие летописи уже напрямую сравнивают Москву с Киевом, а градостроительная структура Москвы, элементы ее композиции свидетельствуют о сознательном устроении города по образу христианских столиц, ведущих свой ряд от Иерусалима 🏛

Современные фото Золотых ворот Иерусалима, Стамбула, Владимира и Киева. Московские не сохранились, но реконструкцию можно увидеть здесь, их символом позже стали Спасские ворота Кремля.

По книге "Москва - Третий Рим" Кудрявцева М.П., 2008
#иеротопия
@Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK
3 минуты