Найти в Дзене

Сегодня, 27 марта - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА: праздник, подчеркивающий выдающееся место театрального искусства во всемирном культурном наследии. День этот появился в календаре культурных дат в 1962 году, поэтому Сергей Яковлевич Лемешев, несомненно , его отмечал. В своих многочисленных интервью, в автобиографии "Путь к искусству" Лемешев всегда подчеркивал, что, несмотря на все свои разносторонние певческие таланты, проявившиеся и в народной песне, и в камерном вокальном творчестве, он считал себя прежде всего артистом театра, и не просто театра, а ведущего театра СССР: Большого Академического. Этим высоким званием Сергей Яковлевич очень гордился, к родной сцене Большого относился трепетно. Свою, как тогда говорили "службу" в театре Лемешев воспринимал как высокое служение искусству, которому необходимо подчинять весь ход повседневной жизни. Даже тяжелая болезнь легких, настигшая артиста в 1942 г. не смогла разлучить его со сценой: постепенно увеличивая нагрузки, от месяца к месяцу прибавляя в своем графике количество спектаклей, Сергей Яковлевич продолжал выступать в сложнейших оперных партиях, таких, как Герцог в "Риголетто" или Ромео в опере Гуно "Ромео и Джульетта".

Театральному мастерству Сергей Лемешев неустанно учился на протяжении всей своей блистательной карьеры. Начало было положено в 1924, когда он стал учеником в Оперной студии Станиславского. Под руководством Константина Сергеевича юный Сережа Лемешев подготовил партию Ленского в опере Чайковского "Евгений Онегин", ставшую впоследствии его самой знаменитой ролью на сцене Большого Театра. Взяв от "школы" великого театрального реформатора все те приемы, которые потом очень пригодилось ему в создании психологически оправданных, классически ясных образов оперных героев, Лемешев все же решил идти своим собственным путем в искусстве, считая, что в опере самым важным элементом является все же красивое, одухотворенное и технически совершенное пение, а не творческие замыслы режиссера.
Будучи ведущим оперным солистом Большого Театра на протяжении 25 лет, в период Золотой Эпохи Большого, богатой выдающимися талантами, Сергей Лемешев стал его величайшей звездой не только благодаря своим выдающимся вокальным данным. В не меньшей степени публику, критиков и даже коллег по сцене (что встречается нечасто в театральной среде) восхищало его филигранное актерское мастерство, темперамент, актерское и человеческое обаяние. «Сергей Лемешев! Певец любви, певец печали. Никогда у меня не было партнера с таким ярко выраженным мужским обаянием романтичного героя. Одном не хватало таланта, другим - мастерства, третьим – внешности и я чувствовала, что.. отношения наши не на ровных. Лемешев в его владениях сам был «его величеством» и щедро, по- королевски, дарил публике и страсть, и ревность, и нежность. Мы понимали друг друга без слов, с одного лишь взгляда» - писала о совместной работе с великим артистом прима Большого Галина Павловна Вишневская.
На фотографиях: Сергей Лемешев в своей гримерке готовится к выходу на сцену. ГАБТ, 1950-1960-е гг.
2 минуты