Найти тему
104,4 тыс подписчиков

Среди историков, общественных деятелей и публицистов есть склонность предполагать, что большая часть бывших офицеров старой Русской армии оказалась либо на стороне белогвардейцев, либо на стороне РККА. В реальности же всё осложняется тем, что многие «бывшие» уклонялись от любых мобилизаций, другие же сумели с 1917 по 1920-22 поменять несколько сторон. Кроме того, помимо разнообразных белых и РККА существовали ещё и национальные армии + повстанческие формирования.


Мне ближе всего мнение исследователя А. В. Ганина:

«С учетом потерь, плена, ротации кадров и многочисленных переходов офицеров из лагеря в лагерь через Красную армию могли пройти около 100 тысяч бывших офицеров, что подтверждают приведенные выше архивные данные. Не менее 27 тысяч прошли через национальные армии. Через белые армии (включая произведенных в белых армиях) могли пройти от 110 до 130 тысяч офицеров (в том числе 70 — 90 тысяч через белые армии Юга России, порядка 30 тысяч через Восточный антибольшевистский фронт и не более 10 тысяч через прочие фронты)...» (с) А. В. Ганин. Русский офицерский корпус в годы Гражданской войны.

При этом, численность российского офицерского корпуса накануне Октябрьской революции достигала 300 тысяч человек (по некоторым данным — ещё больше), но около 90 процентов из них составляли офицеры военного времени, включая прапорщиков. Кадровых офицеров оставалось совсем мало.

Потому в реальности белые не обладали каким-то подавляющим преимуществом в офицерах, разве что на юге России. А так, можно сказать, что в реальности офицерство разделилось «50 на 50». При этом, на начальном этапе Гражданской и у белых, и у красных было по несколько тысяч бывших офицеров. С ростом эскалации конфликта и началом мобилизаций (проводимых как красными, так и белыми и национальными властями) численность «бывших» у белых и красных росла примерно схожими темпами. Немного уступая противникам в «суммарном количестве», большевики имели заметное преимущество перед каждым отдельным фронтом (опять же, кроме юга) и эффективнее использовали свои кадры.
Среди историков, общественных деятелей и публицистов есть склонность предполагать, что большая часть бывших офицеров старой Русской армии оказалась либо на стороне белогвардейцев, либо на стороне РККА.
1 минута
63,8 тыс читали