279,4 тыс подписчиков
Либералы называли его "кровавым людоедом", а консерваторы – охранителем русской государственности. Чем же заслужил такие прозвища Михаил Муравьев-Виленский?
Шел 1863 г. В Царстве Польском, которое тогда входило в состав России, началось восстание. Поляки жаждали революции и восстановления собственной "империи" – Речи Посполитой – в границах 1772 года (до разделов). Разумеется, Европа в лице Франции и Англии воспользовались моментом. Полякам они всячески помогали, освещали в прессе "великую борьбу" польского народа против "тирании" императорской России. Требовали от русских по дипломатическим каналам немедленно пойти на уступки восставшим.
Ситуация же для Романовых была непростой. Из Крымской войны Россия вышла чрезвычайно ослабленной, поэтому прямая конфронтация с Лондоном и Парижем из-за "польского вопроса" не сулила ничего хорошего. Обстановку накаляли и представители либерально настроенной части общества (интеллектуалы, дворяне и пр.), которые в Петербурге и Москве пили шампанское за успехи "польских товарищей".
Неожиданно для всех на авансцену выходит Михаил Муравьев. На должность генерал-губернатора Виленского края, на территорию которого перекинулось восстание, его назначил сам император, после того, как узрел мягкотелость и слабохарактерность Назимова – предшественника Муравьева.
Муравьев сразу же принялся за дело. Казнил повстанцев (но только после тщательного следствия), производил массовые аресты (всего порядка 12,5 тыс. человек, которых потом отправили в ссылку), обложил налогом польских дворян финансировавших мятежников. Принял ключевой для России пакет реформ, направленный на борьбу с "полонизацией" местного русского и белорусского населения.
Во многом благодаря Муравьеву восстание было подавлено, а белорусы вновь встали на путь культурного воссоединение с русским народом. За жестокость к полякам Муравьева прозвали вешателем и людоедом. Называли его так либералы.
1 минута
30 сентября 2022
19,9 тыс читали