104,4 тыс подписчиков
Одна из характерных черт белого движения заключается в том, что зачастую русские белогвардейцы были вынуждены выступать в качестве «защитников отвалившихся окраин» (иногда ещё и в разборках между окраинными властями), не получая потом за это какой-то особой благодарности, порой вообще находясь на положении парий.
Так было в Эстонии, когда русские белогвардейцы помогли местным националистам отогнать РККА к Петрограду. Позднее же белогвардейцы Н. Н. Юденича были интернированы и ограблены благодарными эстонцами.
Так было в державе гетмана Скоропадского, где русские дружины воевали за «Украинскую державу» против петлюровцев, тогда как сам Павел Петрович поспешил уехать с немцами.
Так было и в казачьих областях (на Дону и Кубани), где местные власти, как только их положение улучшалось, спешили быстрей создать свою «вертикаль» и собственные вооруженные силы, называя белых добровольцев «странствующими музыкантами».
«С течением времени вопрос о выделении кубанских сил в отдельную армию стал козырной картой самостийников в политической игре за обретение Кубанью независимости от «русских генералов» (с) Р. Г. Гагкуев. Белое движение на Юге России.
Так было в Польше: поляки активно использовали остатки белогвардейцев в войне с Советской Россией в 1920 году.
Фактически бежавшие из центральной России белые офицеры и добровольцы оказывались на территориях, где про идеи «Единой и Неделимой» вообще мало кто думал. Ситуация усугублялась и тем самым иностранным влиянием: интервенты поддерживали не только общероссийское белое движение, но и правительства окраин бывшей Российской империи.
Впрочем, если белые пытались как-то отстаивать свои идеи (как это сделал А. И. Деникин, к примеру, не признав УНР и повоевав с Грузией из-за Сочи), то тогда противники большевиков получали и дополнительных врагов, готовых ударить в любой момент (или договориться, хотя бы временно, с большевиками).
Иллюстрация к роману М. А. Булгакова «Белая гвардия». Художник: Андрей Николаев.
1 минута
5 октября 2022
82,9 тыс читали