104,8 тыс подписчиков
Интересно, что в последние десятилетия существования Российской империи основными идеологами её дальнейшего расширения были представители гражданской администрации, дипломаты и либеральные промышленники. Тогда как военные в своем большинстве полагали, что главной задачей России в XX веке будет удержание земель, а не дополнительные «приобретения».
Одним из известных деятелей такого порядка был Алексей Николаевич Куропаткин. Да, тот самый. Не сумел в итоге выиграть у японцев ни одного сражения (и вообще был противником этой войны), но как военный министр, теоретик и управленец был весьма неплох.
В 1900 году А. Н. Куропаткин высказывал свое мнение лично Николаю II: «мы можем быть довольны нашими нынешними границами с Турцией, нам не нужно новых изменений...» (с) Записка А. Н. Куропаткина Николаю II.
Военачальник опасался, что при новой войне с Турцией Россия вновь столкнется с коалицией держав (как это было при Николае I). И тогда вновь будет поражение, амбициозные цели не будут достигнуты.
Скептически Куропаткин оценивал и присоединение к России славянских народов: «австрийские славяне обладают иными чаяниями и мечтами».
Куропаткин полагал, что следует больше внимания уделять национальным меньшинствам внутри страны (чье влияние и чья численность растут, в итоге может получится «парад суверенитетов») и собственным границам. Записка Куропаткина насчитывала 200 страниц, описывала историю России и геополитическую обстановку в разных регионах (можно сказать, что Куропаткин не был отличным полководцем, но его сильной стороной была аналитика).
В этот же период министерство иностранных дел в лице Михаила Николаевича Муравьёва выступало за «утверждение России на берегах Босфора» и «расширение южных пределов за счет Афганистана» (такие цели М. Н. Муравьев тоже озвучивал лично перед Николаем II). Мол, Англия ослабла из-за Англо-бурской, пора действовать.
Такой вот парадокс.
Фото: А. Н. Куропаткин, М. Н. Муравьев, Николай II.
1 минута
17 сентября 2022
13,3 тыс читали