3280 подписчиков
Итак. Вернадский считал, осмысливая роль явлений жизни и сознания в биосфере (ноосфере), что как раз истины факта являются необходимыми Логические истины условны, лишь возможны. Они мыслимы и не высказывают никакого необходимого существования. Эти истины кристаллизуются, воссоздаются в эмпирической деятельности натуралиста. Некие акты упорядоченности, не заданные заранее и которые не могут быть предположены, но могут лишь случиться. И они являются частью естественной упорядоченности мира.
Можно сказать, что нет порядка мира (Космоса) вне упорядочивающих актов деятельности живого (и человека). Если случаются упорядочивающие акты живого и человека (прежде всего в научной деятельности ученого-натуралиста), то мы можем описать явления природы (биосферы). Ученый-натуралист с помощью понятий-вещей (духовной материи!) участвует в воссоздании «порядка Порядков», целостности (организованности) природы (биосферы). Выражением этой целостности служат эмпирические обобщения (как события, обладающие свойством достоверности. Факты, не требующие дальнейшего анализа).
В.И. Вернадский вводит понятие "эмпирические обобщения" как общеобязательные и бесспорные утверждения, лежащие в области того, что мы понимаем, а понимаем мы духовно. Дух же — это невещественная, метафизическая материя мысли, не являющаяся природным явлением и не обладающая свойствами вещей или предметов. В деятельности ученого-натуралиста имеется трансцендентальный акт, относящийся к философии. Он связан с порождением такого отношения к явлениям природы, который является общим для ученого и познаваемой вещи. Некий идеально первичный источник, начало мира (а мир это то, что мы понимаем) и возможностей ученого понимать мир. Мы познаем не естественными органами, а образованиями (живыми формами), которые кристаллизуются в самом познании. Именно живые формы, или духовные существа делают познание независимым от несоверщенства естественных понимательных возможностей человека.
1 минута
26 сентября 2022