Найти тему
104,8 тыс подписчиков

Судьба первого российского авиатора.


Михаил Никифорович Ефимов (1881 — 1919) был сыном слесаря. Сам работал электриком на телеграфе, увлекался велоспортом, в 1907 году приобрел мотоцикл. Чемпион России по мотоциклетному спорту.

В 1909 году совершил первый полет на планере. Тогда же М. Н. Ефимов, благодаря финансовой поддержке барона И. С. Ксидиаса (разумеется, не безвозмездной — Ефимов должен был несколько лет отрабатывать вложенные средства), отправляется во Францию — учиться.

Его наставником во Франции стал сам Анри Фарман, пионер французской авиации. Более того, Фарман помог Ефимову с деньгами, благодаря чему Михаил Никифорович смог расторгнуть кабальный договор с Ксидиасом.

В 1910 году М. Н. Ефимов провел первый авиационный полет в России, в Одессе. Первыми пассажирами были банкиры — А. А. Анатра и уже знакомый нам И. С. Ксидиас. В дальнейшем Анри Фарман предложил М. Н. Ефимову работу: летчик успешно выступал на европейских авиационных состязаниях.

В 1914 году Михаил Никифорович добровольно отправился на фронт. Там он стал одним из лучших летчиков-охотников. Полный георгиевский кавалер, прапорщик. Поддержал Февральскую революцию, сочувствовал социалистическим идеям.

Участник Гражданской войны на стороне красных. Когда белогвардейцы брали Крым, М. Н. Ефимов был водителем автоколонны. Технику пришлось уничтожить, сам же Михаил Никифорович добрался до Одессы пешком. Однако там его схватили и казнили белогвардейцы. 11 августа 1919 года не стало первого русского авиатора.

Фотография: Михаил Никифорович Ефимов
Судьба первого российского авиатора. Михаил Никифорович Ефимов (1881 — 1919) был сыном слесаря. Сам работал электриком на телеграфе, увлекался велоспортом, в 1907 году приобрел мотоцикл.
1 минута
4146 читали