Найти тему

Мы уже знаем, что понимание и объяснение не одно и то же. Знание мы понимаем, а вещи исследуем. И мы, тем самым, приписываем (рассматриваем) знанию бытие и существование (и сознательным явлениям так же. Моя докторская диссертация так и называлась "Бытие сознания"). А существование может быть только индивидуальным.


Объяснение осуществляется аналитическими средствами. А какими средствами мы понимаем?

Разработкой средств понимания занималась герменевтика. Сначала исключительно как герменевтика священного Писания. Но затем за дело взялись философы и методологи. Появились фундаментальные работы по теории интерпретации и пониманию. "Истина и метод" Х-Г. Гадамера (1960 г., Тюбинген), книги и статьи протестантского теолога Р.К. Бультмана (теологическая герменевтика), двухтомник "Общая теория интерпретации" Эмилио Бэтти (1955 г.) и др.

Фактически в методологической, протестанткой и философской герменевтике все вещественные памятники культуры рассматриваются как результаты человеческой духовной деятельности, требующие расшифровки и интерпретации.

Герменевтика и есть, тем самым, искусство интерпретации.

Иначе говоря, здесь исходят из допущения, что результаты духовной деятельности людей суть сообщения, которые и надо понять, "услышать". В интерпретации (вариации у Мераба Мамардашвили).

И тогда, то, что интерпретируется и интерпретатор, составляют некое единство, континуум.

И еще раз: вещи мы исследуем. Они ничего не говорят. Тут нет задачи услышать. А вот памятники культуры и духовные вещественные образования (и знания) что-то сообщают, говорят. И говоримое нужно интерпретировать, чтобы понять и услышать.

Допустим есть формализмы фон Неймана в квантовой механике. И их не нужно открывать и вновь формулировать. Они есть. Но вот понимание распадается на несколько возможных версий: "копенгагенскую", "бомовскую" и "эвереттовскую". Понимание требует интерпретации, а не исследования.

Итак, когда мы интерпретируем, то мы вместе с тем, что интерпретируется как бы находимся внутри одного пространства. Вот об этом в следующем посте.
Мы уже знаем, что понимание и объяснение не одно и то же. Знание мы понимаем, а вещи исследуем.
1 минута