104,8 тыс подписчиков
Говоря о диктатуре большевиков («диктатуре пролетариата», «диктатуре партии») не стоит забывать и о том, что их противники чаще всего тоже выдвигали «идею диктатуры», только «национальной».
Один из главных агитаторов белогвардейцев на юге России, известный деятель В. В. Шульгин в 1919 году писал:
«Только неограниченная, сильная и твердая власть может спасти народ и развалившуюся храмину государственности от окончательного распада... Правительство, как орган управления, как аппарат для обслуживания всех потребностей страны, должно лишь отражать власть единодержавной диктатуры и позабыть те излюбленные лозунги так называемой русской общественности... должно на пушечный выстрел не подпускать лозунгов социалистических, неизменно приводящих к большевизму...» (с) газета «Киевлянин», сентябрь 1919 года.
Можно сказать, что мнение В. В. Шульгина не является истиной в последней инстанции, однако оно подтверждается мнениями других участников белого движения, включая А. И. Деникина и А. В. Колчака. Последний, к примеру, ставил в плюс большевикам разгон Учредительного собрания и тоже фактически считал всех социалистов противниками своего режима. А ведь социалистов в антибольшевистском лагере было весьма много, особенно в 1918 году. В итоге они выдвинули лозунг «ни Ленин, ни Колчак», ударив по белым тылам.
Интересно, что в годы Гражданской войны сторонниками диктатуры стали многие кадеты, то бишь представители либеральной партии. Член Особого совещания В. А. Степанов заявлял:
«Военную диктатуру мы мыслим как национальную диктатуру, рожденную в процессе национального, русского возрождения...» (с) газета «Родина», 1919 год.
В общем и целом, без той или иной «диктатуры» Гражданскую войну (и не только) выиграть нереально, это так. Вопрос в организации, в идеях, в людях (кадрах) и в поддержке населения. А вот с этим у белой диктатуры были, скажем так, проблемы.
Фотография: А. В. Колчак, А. И. Деникин, П. Н. Врангель.
1 минута
25 августа 2022
4749 читали