9405 подписчиков
Арт-яблоки
Ирина Кустодиева, дочка художника Бориса Кустодиева, вспоминала, что картина «Сторублевка и яблоко» написана «папой как пародия на натюрморт с яблоками Петрова-Водкина». На какой именно натюрморт — не уточняет. Да, может, дело было и не в отдельной картине, а в том, что в это время Петров-Водкин увлекся живописью Сезанна и его натюрмортами с яблоками и другими фруктами. Я бы работу Кустодиева сравнила с яблоками Петрова-Водкина на красном фоне, пусть они и датированы 1917-м (а Кустодиев свою картину написал на год раньше). В конце концов, Кустодиев мог видеть натюрморт Петрова-Водкина в процессе, в мастерской: они приятельствовали.
Есть и другой взгляд на происхождение этого сюжета (не исключающий первого и не противоречащий ему): «Сторублевка и яблоко» — это символический портрет купечества. «Яблоко в этом ключе напоминает о волжских городах, славных своими садами и яблочным торгом на всю Россию. Сторублевка, "катенька" на белой скатерти, символизирует зажиточность, финансовый успех», — рассуждают о картине на сайте музея, в котором она хранится. Трудно не согласиться, особенно если вспомнить картину Кустодиева "Купец" 1918 года.
Иллюстрации:
1. Борис Кустодиев. Яблоко и сторублёвка. 1916. Холст на картоне, масло. 26×44, 6 см см. Музей-заповедник Петергоф
2. Кузьма Петров-Водкин. Яблоки. 1917. Холст, масло. 41,5 х 58 см. Русский музей
3. Борис Кустодиев. Купец. 1918. Холст, масло. 88,5х70 см. Музей-квартира И.И. Бродского
1 минута
9 августа 2022
460 читали