Найти в Дзене

Ричард Прайс — это один из самых интересных моральных философов XVIII века. Прославился он критикой сентиментализма - теории, согласно которой мораль основана на присущем всем людям моральном чувстве. Среди многих существенных и глубоких аргументов, которые он приводит, есть один остроумный довод, который сегодня, в нашей секулярной культуре, звучит не очень актуально, но в свое время был очень серьезным. Прайс считает, что сентименталисты должны говорить, что моральные свойства, которые мы приписываем поступкам, на самом деле принадлежат не им сами по себе, а возникают из-за того, как эти поступки воздействуют на наш ум. То есть в поступках самих по себе нет ничего хорошего или дурного, как нет в предметах самих по себе цветов или вкусов. То есть моральные свойства — это вторичные качества. Теперь зададимся вопросом: "А как мир видит условный Бог (как существо вездесущее)?" Предположительно, он должен знать вещи такими, каковы они есть на самом деле, в себе. Вторичные, производные качества "Бог" не видит. Следовательно, если сентиментализм истинен, то "Бог" буквально не способен отличать добро от зла, все вещи для него одинаковы. И так как наш Абсолют, очевидно, должен быть способен понимать мораль, а его природа разумна, то и мы воспринимаем моральные различия не чувствами, а разумением. Впрочем, по Прайсу, это тоже непосредственное познание.


Таким образом можно сказать, что мы не "чувствуем" мораль, а рационально её выводим.

Мысль взята из "философского кафе".
Ричард Прайс — это один из самых интересных моральных философов XVIII века. Прославился он критикой сентиментализма - теории, согласно которой мораль основана на присущем всем людям моральном чувстве.
1 минута