7163 подписчика
УТРО СТРЕЛЕЦКОЙ КАЗНИ
Если вы читали исторический роман Алексея Толстого “Пётр I”, то можете помнить, как красочно и пугающе там описывается сцена казни участников стрелецкого бунта. Но ни луж крови, и даже ни единого покойника вам не удастся найти на знаменитом полотне Василия Ивановича Сурикова. Так решил художник, ему хотелось показать торжественность последних минут, а не расправу над бунтарями.
Каков исторический контекст. В 1698 году, когда Пётр I вместе с Великим посольством колесил по Европе, 4 стрелецких полка подняли восстание. Их политической целью было воцарение на престоле царевича Алексея при регентстве царевны Софьи. Ещё до возвращения царя из-за границы бунт был подавлен.
Сюжет картины пришёл Сурикову, когда он однажды прогуливался по Красной площади: “И вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось”. Царя художник писал с портрета. Для всех остальных были найдены натурщики, которых Суриков собирал по всей Москве: на кладбище, рынках, улицах, даже у себя дома.
Картина была представлена на 9-й выставке «передвижников», открывшейся в марте 1881 года в Санкт-Петербурге. Там же её приобрёл Павел Третьяков. Пожалуй лучшую характеристику данному полотну дал скульптор Марк Антокольский, назвавший его «первой русской картиной исторической».
1 минута
6 июля 2022
190 читали