Найти тему
1678 подписчиков

«НА ЗАПАДЕ СВОЛОЧЕЙ БОЛЬШЕ, ЧЕМ У НАС…»


В архиве В.Шаламова в РГАЛИ среди полуразборчивых рукописей начала 1970-х годов (писателя тогда одолевали болезни) встречаются записи поразительной глубины и прозорливости. Вот, например, его суждения об истории с романом Б. Пастернака «Доктор Живаго». Истории, казалось бы, всем известной, но в таком ракурсе, как у Шаламова, никем тогда, кажется, не рассматривавшейся:

«Попавший в колеса «холодной войны», Пастернак никак не хотел понять, что в этой игре нет среднего, и удержаться на поверхности, как плавающая роза, нельзя.

Что его продали за копейку любой западной разведке. Что Западу он вместе со своими стихами не нужен абсолютно, а нужен лишь как предлог, как повод, как фишка в игре.

Холодная война убила Пастернака. Причем, тогда, когда он все сказал.

Залпы холодной войны не очень слышны, но зато весьма опасны.

Под это колесо холодной войны попал и Пастернак, никак не желая нанести какой-либо вред, ущерб обществу и государству.

Любая критика, самая строгая, но не в этих застенках Нобелевской премии…» (РГАЛИ. Ф.2596, оп.2, ед. хр.158. Публикуется впервые).

Все эти слова имеют особый вес, ведь Шаламов хорошо знал Пастернака, вел с ним доверительнейшую переписку, встречался неоднократно, понимал его характер и умонастроения. В 1970-е годы он судил о своем любимом поэте строже, чем в 1950-е, но хотел, чтобы его трезвый голос был услышан в потоке мировых стенаний о Пастернаке как исключительно «жертве советского режима»...

Полностью мат
1 минута