Найти в Дзене
104,8 тыс подписчиков

В 1920 году, при П. Н. Врангеле, белогвардейцы зачастую уже включали в состав своих частей не отдельные группы красных пленных, а целые подразделения (иногда — во главе с бывшими красными командирами). Пленные «военспецы» РККА могли теперь занимать командные должности.


Но это не самое удивительное. «Марковцы», представители элитной «цветной части», как-то пополнили свои ряды... отрядом латышей-интернационалистов, которых было человек 300. У тех же марковцев в строю оказались красные курсанты и махновцы.

У «дроздовцев» (ещё одна известная «цветная часть», причем первый её состав был монархическим) пленные красноармейцы в 1920 году составляли до 50 процентов личного состава. В одной из рот 1-го Дроздовского полка тоже были латыши-интернационалисты.

Интересно, что бывшие красные, махновцы и интернационалисты в белых рядах воевали, в среднем, неплохо. Возможно, всё дело тут в довольно сильном офицерском составе, который у белых на юге по-прежнему был (тогда как у колчаковцев, к примеру, офицеры просто «растворились» в массах бывших крестьян ещё в начале 1919 года).

Речь не только о количестве, но и о качестве: бывшие пленные красноармейцы часто спасали офицеров в сложных ситуациях (одевая их в форму рядовых или вынося из-под огня). Даже если сдавались вновь РККА, то делали это «по-хорошему»: просто уходили, не убивая и не «прихватывая» с собой офицеров.

Источник: Р. Г. Гагкуев. Белое движение на Юге России. / Г. Д. Венус. Война и люди. / В. Е. Павлов. Марковцы в боях и походах.
1 минута
5251 читали