Найти тему
104,8 тыс подписчиков

«Эти люди шли за возрождение России Львовых, Милюковых, Керенских, но только рассчитывавшие занять их места. Широкие массы населения, и в особенности крестьянство, в Гражданской войне участия не принимали, и война не может быть названа народной. Война была исключительно партийная...»


Так писал о белом движении на юге России Константин Иванович Глобачев, бывший начальник Петроградского охранного отделения. Он сравнивал белое движение с Вторым народным ополчением Минина и Пожарского. Не в пользу первых. Судя по всему, К. И. Глобачев был идеалистом монархического толка. Укоряя белых в разрозненности и «левизне», генерал-майор говорил о событиях 1612 года, не делая «поправку на время».

Мол, ну подумаешь, прошло 300 лет с лишним. Люди такого рода не понимали, как изменился мир за эти триста лет. И как сильно себя дискредитировала царская власть даже в глазах военных или дворян. Потому даже «главные контрреволюционеры» из Добровольческой армии не желали провозглашать монархию: это ещё сильнее снизило бы их шансы на победу.

Но за рубежом Глобачев и прочие консервативные деятели действительно породили красивую легенду: если бы противники большевиков открыто выступили бы за монархию, то непременно победили бы. Реальные политические убеждения тех же крестьян (которые на самом деле активно приняли участие в Гражданской войне), голосовавших за эсеров, монархическую публику не волновали. Для них страна навсегда осталась в 1612 году, они ждали «новое ополчение».
«Эти люди шли за возрождение России Львовых, Милюковых, Керенских, но только рассчитывавшие занять их места.
1 минута
2899 читали