Найти в Дзене
104,8 тыс подписчиков

Знаменитая немецкая «Легенда об ударе ножом в спину» (Dolchstoßlegende) практически сразу охватила сознание немалой части фронтовиков. С годами популярность это идеи о «предательстве» лишь нарастала, породив множество правоконсервативных и праворадикальных движений (а не только национал-социалистов).


И некоторые объективные причины, усилившие в глазах части немецкого общества реалистичность данной «теории заговора», вообще-то, были.

Да, у Германии к 1918 году шансов не было: сдались почти все союзники, людские и промышленные ресурсы исчерпаны, блокада привела к голоду. А у Антанты — новый союзник в лице США. Но ведь германская армия так и не была разбита на поле боя, более того — она стояла на «вражеской», захваченной территории!

Многие немецкие офицеры считали, что борьбу еще можно продолжать. Позднее с ними согласились некоторые военачальники из лагеря Антанты (например, британский генерал и историк Фредерик Морис), указывая на невозможность быстрой оккупации Германии.

В итоге «фронтовики» стали обвинять в поражении не себя, а «тыловые элементы» — революционеров, либералов, евреев, капиталистов, коммунистов, социал-демократов и так далее. Они пошли в «фрайкоры», позднее — в правые организации, которые казались им единственными защитниками интересов «преданных фронтовиков».

Фотографии: фрайкор в 1919 — 1920 гг.
1 минута
4385 читали