104,8 тыс подписчиков
«Армейский монархизм» или «реставрация Бурбонов»?
Будучи, в своей массе, консерваторами, белые офицеры, тем не менее, не являлись монархистами в смысле «легитимизма», то бишь непременного восстановления старой свергнутой династии.
Некоторые исследователи проводят параллели с событиями во Франции на рубеже XVIII — XIX веков. Белогвардейцы не желали сажать на престол очередного Романова-Бурбона, но искали «лидера-Бонапарта». Такими «Бонапартами», в разные периоды Гражданской, были Л. Г. Корнилов, А. И. Деникин, А. В. Колчак, П. Н. Врангель.
«Военные круги» в белом движении, за определенными экзотическими исключениями (вроде М. Г. Дроздовского или Р. Ф. Унгерна), стремились именно к «бонапартизму» (с сохранением некоторых завоеваний Февральской революции и «сильной рукой» достойного лидера), а не к возрождению династии Романовых (наследственной архаичной монархии).
Не абстрактные Романовы, утратившие власть, но реальные «военные вожди» виделись подходящим решением. Генерал Н. Н. Головин указывал на то, что «Добровольческая армия духовно была родственна французской армии, возведшей на престол Наполеона... Враждебное недоверие к «штатским политикам» сочеталось в них с верой в спасение через выдвинутых ими на свои верхи военных вождей...» (с) Н. Н. Головин. Российская контрреволюция.
Но в конце концов белые так и не получили своего собственного «Наполеона».
Фотографии: Наполеон Бонапарт, Л. Г. Корнилов, П. Н. Врангель, А. И. Деникин, А. В. Колчак.
1 минута
31 мая 2022
2319 читали