Найти тему

Лекция 2. Пояснение 1


Сначала немного методологии. Или о том, как размышляет (философствует) М.К.

Его мысль движется кругами. И постепенно "сгущая" (добавляя новые аспекты и грани) пространство думания, побуждает(актуализирует) состояние сознания. М.К. называет его "внутренним актом".

Сейчас поясню сказанное. Обычное повествование разворачивается от меньшего к большему, от простого к сложному, от поверхности к глубине и т.д. Иначе, по прямой.

Грамотное философское размышление (подчеркиваю — грамотное) строится иначе. Здесь термины и понятия лишь указатели. И указывают (отсылают) они на то, что не может быть в качестве объекта. Объекты существуют в науке и требуют исследовательских процедур.

В философском думании то, о чем думают, не существует вне самого думающего. Следовательно, мы что-то начинаем понимать относительно себя.

Вторая глава книги Мераба Мамардашвили и начинается с указания на то, что роман Пруста и его книга (и наше стремление, читающих произведение Мераба Мамардашвили) суть произведения для реализации себя.

Таков пафос романа Пруста, таково желание Мераба Мамардашвили. И наше желание.

Реализовать себя в многообразии своих желаний и хотелок. Но тебе неведома их природа, они тебе непонятны. Но ведь нельзя реализовать то, что тебе непонятно. Вот почему задача "реализоваться" невозможна без понимания того, что на самом деле со мной происходит, что я на самом деле чувствую, к чему я на самом деле стремлюсь.
1 минута