Найти тему
104,9 тыс подписчиков

«Мешанина белых армий»


Де-факто антибольшевистское движение так и не сумело прийти к какому-то общему знаменателю. Налицо был раскол между «эсерами-меньшевиками» и «кадетами-консерваторами-монархистами». Эти ребята создавали параллельные военно-административные структуры, да еще и территориально были разделены. Одновременно возникали проблемы с казачьими регионами и национальными окраинами.

Плюс, конечно, внешний фактор. На юге были «прогерманские» (Донская, Южная, Астраханская, армия Скоропадского) и «проантантовские» армии (Добровольческая, позднее — ВСЮР).

На востоке России Директории и, позднее, Колчаку пришлось столкнуться с прояпонскими атаманами Дальнего Востока (тогда как сам Омск рассчитывал на англо-французов).

До этого, в 1918 году, противники большевиков были представлены эсеровским Комучем, Временными Сибирскими правительствами, казаками, чехословаками, национальными окраинами (Алаш-Орда, Башкирское правительство).

На Северо-западе шли постоянные трения между сторонниками Антанты и прогерманскими силами, плюс добавляли веселья прибалтийские лимитрофы.

В результате, даже в 1919 году, при условном Верховном правителе, белые армии представляли из себя «мешанину» из идеологически очень разных частей (у которых даже вопросы к большевикам были разные, но и вопросы друг к другу имелись).

В этом отношении большевики имели огромное преимущество в плане централизации власти и создания единого военно-административного аппарата (хотя и у них все вышло далеко не сразу).
1 минута
1797 читали