3249 подписчиков
Лекция 2. Пояснение 1.3
Истоки иллюзии и рабства Сен-Лу лежат в его откладывании промелькнувшего на миг впечатления. Он не стал прояснять, что он на самом деле чувствовал и можно ли приписать им пережитое качествам Рашель.
Наша психика защищает нас от разрушения выстраиваемого нами же образа самих же себя. Это психологический механизм идентификации. О нем немного позже поговорим.
Вернемся к "приписыванию" Рашель качеств самой прекрасной женщины и богини. Сен-Лу видит в ней божественное создание, обладающее благородными качествами. И поэтому он влюблен в нее.
Пруст же утверждает, что из качеств женщины отношение к ней не вытекает. Просто потому, что любую женщину как предмет обожания можно заменить на другую.
Введенная тема "реализации/не реализации" впечатления (тождественная теме "реализация себя") может быть переформулирована в других терминах. А именно: вырастаем мы или не вырастаем.
Когда нам удается извлечь смысл из того, что произошло (уцепившись за "ариаднину нить"впечатления), то мы становимся взрослыми, растем. А если не извлекаем, то так и остаемся в качестве "дебильных переростков" (М.К.).
Знакомо, не правда ли?
Не выросшие взрослые еще и сопротивляются взрослению, блокируют понимание происходящего в их жизни и вокруг них. И обижаются на мир. Как дети.
В представлении ребенка мир вращается вокруг него. И строит ему либо козни, либо печеньки приносит. Так и взрослые остаются инфантильными детьми.
Задача для Пруста (и для нас): как же все таки вырастать?
1 минута
6 июня 2022