Найти в Дзене
104,8 тыс подписчиков

«Идеи большевизма нашли приверженцев среди широкой массы казаков...»


Так писал генерал М. В. Алексеев представителю французской военной миссии в начале 1918 года, незадолго до начала Первого Кубанского похода. Алексеев просил о поддержке зарождавшегося белого движения силами Чехословацкого корпуса.

Белый военачальник признавал, что рассчитывал на казаков, как на своеобразный «барьер». Который на Москву, конечно, не пойдет, но свои территории от «советов» будет защищать. Однако, большая часть донских казаков выбрала тогда нейтралитет. Полагая, что красные не тронут массы рядового казачества и даже улучшат их положение.

Белогвардейцы оказались в окружении и в меньшинстве, не успев собрать полноценную армию (Добровольческая армия тогда представляла из себя несколько тысяч человек).

Что интересно, чехословаки (и французская миссия) тогда отказали в подобных просьбах генералу Алексееву (и Милюкову, тот тоже обращался). Но в мае 1918 года чехи все же выступили, преследуя, правда, собственные цели (причем их эшелоны тогда находились уже на востоке России, а не на юге).

Примерно тогда же стали массово выступать и казаки, когда политика большевиков затронула их имущественные интересы.

Поэтому противники большевиков всю Гражданскую войну и шли «не в ногу», выступая разрозненно и со своими «уникальными» целями (казаки — сохранение привилегий, чехословаки — возвращение домой с трофеями, белые — «Единая и Неделимая»).

Источник: Р. Г. Гагкуев. Белое движение на юге России.
1 минута
2066 читали