Найти тему
104,9 тыс подписчиков

Лозунги и самодельные «программы» крестьянских «зеленых» повстанцев часто перекликались с идеями эсеров или анархистов. Кадры данных движений отчасти состояли из местных представителей «альтернативных левых».


Во многом идеи анархистов или эсеров нравились крестьянам из-за склонности последних к «общинному самоуправлению». Идеалы «безвластного общества» накладывались и на практические, экономические стремления селян: независимость от центра, свободная торговля, «демократия трудящихся» (не основанная на «руководящей роли» одной партии и класса, тем более рабочего — «городского»).

Но сами эти выступления, включая даже самые крупные («Тамбовщина»), руководились местными «полевыми командирами», атаманами или просто авторитетными региональными деятелями. Никакой централизации не было. Вожди эсеров, меньшевиков и анархистов в 1920 — 1921 годах вообще открещивались от руководства «Тамбовом, Сибирью и Кронштадтом», надеясь одолеть большевиков легальными методами и опасаясь репрессий.

«Городские анархисты» тоже не смогли стать лидерами крестьянских массовых движений. Здесь выходило так, что «городские слои» альтернативных левых были сами по себе, тогда как «низы» тоже действовали независимо, автономно. А политические программы левых партий все же перерабатывались повстанцами на свой лад, «настраивались» ими на нужды и «хотелки» местного населения.

Источник: Крестьянский фронт 1918 — 1922 гг. Сборник статей и материалов. Под ред. А. В. Посадского.
Лозунги и самодельные «программы» крестьянских «зеленых» повстанцев часто перекликались с идеями эсеров или анархистов.
1 минута
2175 читали