Найти тему
104,9 тыс подписчиков

«Россия стала первым из режимов Центральной и Восточной Европы, рухнувших под тяжестью стрессов и перегрузок Первой мировой войны...»


Так считал британский историк Эрик Хобсбаум, указывавший на потерю контроля власти над собственным населением. В Петрограде солдаты и даже казаки не стали стрелять в своих сограждан, тогда как царская бюрократия не сумела быстро среагировать на стремительные события февраля 1917 года.

Но суть в том, что народные массы, получившие свободу, теперь не желали подчиняться «законам и декретам» какого-то там Временного правительства. Последнее не сумело разобраться в текущей «морально-психологической обстановке», не пожелало пойти на потакание «чаяниям масс». Тогда как являвшиеся уже реальной властью на местах Советы оказались «полем битвы» между левыми партиями и движениями.

В такой обстановке одновременно ухудшалось положение на фронте и в тылу, порождая еще большую панику у населения. Большевики же, используя понятные всем лозунги, одновременно заявляли о своей готовности «взять власть». Интересно, что здесь фигура В. И. Ленина была ключевой, ведь многие другие большевистские деятели (самые известные — Г. Е. Зиновьев и Л. Б. Каменев) выступали даже против свержения Временного правительства в ходе восстания.

«Выдающимся достижением Ленина стало превращение этой неуправляемой анархической народной волны в большевистскую силу...» (с) Э. Хобсбаум.

Фотография: после взятия Зимнего дворца. Петроград, 26 октября 1917 года. Фотография П. Новицкого.
«Россия стала первым из режимов Центральной и Восточной Европы, рухнувших под тяжестью стрессов и перегрузок Первой мировой войны...
1 минута
2786 читали