Найти тему

Пояснение №4. Обостренное чувство сознания


Итак, мы хотим быть живыми.

Помните: "быть или не быть". Как ни странно, Гамлет так же движим желанием жить (быть), т.е. самолично принимать решение и действовать "от себя", а не по воле призрака.

Но как возможно быть живым? Как уйти от отходов смерти в своей жизни? Как вернуться к жизни, обрести (восстановить) вкус к жизни?

Оказывается нужно потрудиться. Само не рассосется и не придет.

Хорошо, делать-то что?

Тут мы сталкиваемся с тем, что для каждого нашего живого состояния есть его мертвый дубль. А закреплен он в языке. Мы ведь хорошо знаем, что можно произносить правильные слова без пережитого. И можно - на основе опыта и испытанного.

Но внешне, словесно, ведь одинаково звучит. Мераб Мамардашвили вспоминает "Божественную комедию" Данте: "Мы истину, похожую на ложь, должны хранить сомкнутыми устами". Пытаясь что-то рассказать или чем-то поделиться, мы замолкаем. Ведь сказанное будет похоже на ложь. В том смысле, что есть уже готовые слова практически для всего, что можно знать без пережитого опыта.

Таким образом, мы не может обнаружить разницу между живым и мертвым в нашей жизни, полагаясь на культуру, что-то внешнее. Но есть подсказка, своеобычный опыт: особое наше состояние, некий внутренний акт, который Мераб Мамардашви называет "обостренное чувство сознания".

Иначе говоря, различие между мертвым и живым в нашей жизни зависит от меня, а не от внешних обстоятельств. Оно должно мною устанавливаться в особом состоянии.
1 минута