Найти тему
104,9 тыс подписчиков

Философ Николай Васильевич Устрялов, ранее работавший на белых, к 1920 году разочаровался в движении.


Армию П. Н. Врангеля Устрялов называл «старой гвардией при Ватерлоо», которая красиво воевала с красными «картонным мечом». Да, эти последние (на европейской территории России) белогвардейцы умели умирать. Но Устрялов полагал, что было бы гораздо лучше, если бы они научились жить.

«Романтизм в политике есть великое заблуждение, вредное для цели, которую она должна осуществлять, — вредное для блага родины...» (с) Н. В. Устрялов. Врангель, «Новости жизни», 1920 год.

Устрялов считал, что в тот период победить большевиков уже было нельзя. Врангель мог пойти путем «военной диктатуры» (по примеру Колчака и Деникина) или путем «демократической контрреволюции» (Комуч, Директория). Но оба варианта в гораздо лучших условиях потерпели поражение.

«И если даже злодейка-жизнь в данный момент причудливо соединяет голову большевистской гидры с головою родины, меч мстителя будет рубить по-прежнему сплеча: родина для этих увлеченных боем людей заслонена ненавистным большевизмом.

И они соединяются с врагами и завистниками России... Они, несомненные патриоты, превращаются в орудие союзных рук, сегодня поощряющих их порывы, а завтра предающих их, как Колчака...» (с) Н. В. Устрялов

Тяжело спорить с этим утверждением. В конце концов, от действий Русской армии Врангеля в итоге больше всего выиграли поляки с французами.

Фотографии: армия П. Н. Врангеля, Н. В. Устрялов.
1 минута
2381 читали