104,9 тыс подписчиков
К маю 1918 года силы Чехословацкого корпуса растянулись аж на 8 тысяч километров! Если «головные эшелоны» подходили к Владивостоку, то последние стояли аж в Пензе.
Атмосфера на протяжении всего пути была своеобразной: в противоположную сторону ехали эшелоны с австрийцами, немцами и венграми. В их глазах чехи были предателями.
Чехословаки опасались полного разоружения своих частей красными и выдачи их в Австро-Венгрию. Но и большевики справедливо смотрели на чехов как на «инородную силу», настроенную не особо дружелюбно. Более того, в чешских эшелонах оставались русские офицеры, будущие деятели белого движения — С. Н. Войцеховский, Б. Ф. Ушаков, М. К. Дитерихс и прочие.
Эшелоны могли долго простаивать, давая дорогу немцам и венграм. А вокруг сновали агитаторы — и большевистские, и антибольшевистские.
Местные советские власти были слабы, что и показали бои мая — августа 1918 года. Впрочем, рядовая масса чехословаков позднее поспешила «дистанцироваться» от фронта, посвятив себя охране железной дороги (а также разнузданным грабежам местного населения). Кроме того, чехам пришлось не по нраву появление в качестве Верховного правителя А. В. Колчака.
Безусловно, в этих событиях чехи (оторванные от родины, но стремившиеся быстрее туда вернуться) руководствовались сугубо своими интересами, с легкостью меняя сторону. В конце концов они показали готовность выступить и против белых.
Фотографии: Чехословацкий корпус (иллюстрация — А. Каращук).
1 минута
17 мая 2022
2618 читали