Найти в Дзене
104,8 тыс подписчиков

«Белые вожди» и «белый радикализм».


Мы знаем, что многие деятели белого движения изначально не выступали против царского отречения или даже принимали участие в данном процессе. В дальнейшем и Л. Г. Корнилов, и А. И. Деникин, и даже А. В. Колчак на словах стремились подтвердить «демократические завоевания Февральской революции», хотя и были лидерами военно-диктаторского типа.

Но вот рядовая «белоофицерская» масса часто критиковала собственных вождей даже за такую «мягкость». Хотя сложно назвать Корнилова или Колчака мягкими людьми.

Но мы видим ярый реваншизм, ура-монархические взгляды и презрение к прочим окружающим, инакомыслящим в воспоминаниях Э. Н. Гиацинтова (который прямо называл Корнилова «красным», а Деникина — «розовым либералом») или Ф. Ф. Мейбома (который жалел, что Колчак не расстрелял всю Директорию), А. В. Туркула или В. А. Кислицына.

Ну а поступки деятелей вроде И. Н. Красильникова, А. Г. Шкуро, Б. В. Анненкова (монархические лозунги, самоуправство, показательные казни иногда вообще случайных людей) очень сильно били по «феврализму» белых, лишая движение союзников. Не зря А. П. Будберг говорил о «большевизме справа», имея в виду радикализм и негативные качества красногвардейцев (слабая дисциплина, грабежи и т.д.), которые нашлись и у белых.

В этом смысле белое движение состояло из людей самых разных убеждений, которых объединяли только большевики — общие враги.

Фотографии: Туркул, Шкуро, Анненков, Гиацинтов, Манштейн, Унгерн, Красильников, Калмыков, Волков.
1 минута
3069 читали