Найти в Дзене

Пояснение 11. У слепоты есть законы, как есть законы и у прозрения


Продолжим разбираться с примером о возлюбленной Сен-Лу (начало здесь) или с "ситуацией слепоты".

В другом месте романа и продолжая всматриваться в "ситуацию слепоты" (почему мы что-то видим, а чего-то не видим и др.), Мераб Мамардашвили цитирует Пруста. Пруст описывает момент первой встречи Сен-Лу с Рашель. Маркиз Сен-Лу увидел ее в театре и представления о высоком и благородном перенеслись на качества увиденной им на сцене женщины.

В перерыве Сен-Лу был представлен Рашель, но увидел перед собой какое-то "невыразимое, размытое лицо" (С.31). Какова же в действительности Рашель: царица и благородное создание или женщина с плоским, невыразительным лицом? И Сен-Лу решил отложить выяснение этого несоответствия.

И вот в этом "отложил" вся философия Пруста (в свернутом виде). Отложил и не прояснил: какая же она на самом деле?

Хотя было некое знамение: невнятное лицо. Сен-Лу, отложив, так и остался в неведении того, какова Рашель на самом деле. Более того, в нем теперь "живет" представление о Рашель как о благородной и божественной женщине,, т.к. помимо его воли произошел перенос мира искусства на качества реальной женщины.

И теперь Сен-Лу не видит реальную женщину, а видит свои представления о высоком, отождествленные с Рашель.

Он не знает какая она т.к. срабатывают законы слепоты. Иначе говоря, сцепившиеся помимо его воли представления и смыслы.

И теперь он видит внутри этой "структуры слепоты и неведения".
1 минута