Найти тему
104,9 тыс подписчиков

О культе личности и вождях в Гражданскую войну.


Культы личности, некая «персонализация» целых государств или движений характерны и для XXI века. Хотя, пожалуй, в меньшей степени, чем для века XX.

В России периода Революций и Гражданской войны этих личностей была целая россыпь. Началось все, пожалуй, с А. Ф. Керенского, «Халифа на час». Керенского называли «народным вождем», «спасителем Отечества», «пророком Революции», «гением русской свободы»... через буквально несколько месяцев его уже презирали почти все.

Дальше — больше. У большевиков были В. И. Ленин и Л. Д. Троцкий. Но ведь не отставали в этом плане и белые!

Еще до октября 1917 года среди военной молодежи стало легендарным имя Л. Г. Корнилова, которого превозносили и на которого рассчитывали. Потом был А. В. Колчак — «русский Вашингтон». На юге — «Царь Антон» (А. И. Деникин). Позднее — П. Н. Врангель. И более локальные «культы» — М. Г. Дроздовский, С. Л. Марков, П. Н. Краснов и т.д. Свои «легендарные атаманы» были и у разнообразных зеленых.

Полагаю, это было влияние многовековой российской политической традиции, где все замыкалось на «царе-батюшке», фигуре императора. Вот эта «волшебная вера» в то, что некий человек — будь то Керенский, Ленин, Махно или Колчак — каким-то диковинным образом решит все проблемы, — была довольно характерной психологической чертой того времени (и все же не только в России). И сказалась на дальнейшем развитии страны.

Фотографии: А. Ф. Керенский, Л. Д. Троцкий, А. В. Колчак, П. Н. Врангель.
1 минута
2969 читали