Найти в Дзене
1300 подписчиков

Заметка об образе Денетора II и его сравнении с Саруманом.


Если сравнить волшебника Сарумана с наместником Гондора Денетором II, то последний покажется просто архиконсервативным, хотя на самом деле это не так: в разговоре с Гэндальфом он говорит следующее:

«Пусть всё останется как в мои дни и во дни моих предков! Но если рок лишает меня этого — я выбираю ничто: мне не надо ни полужизни, ни полудостоинства, ни получести». Зловещие слова! Тем более зловещие, если вспомнить, что, когда «Властелин Колец» уже готов был отлиться в окончательную форму, у политических лидеров впервые за всю историю человечества появилась возможность не только заявить, что они «выбирают ничто», но и осуществит свой выбор [«Дорога в Средьземелье», «Просто аллегория и символизм в широком смысле слова»].

Не в пример Саруману, Денетор, разумеется, никогда не подчинился бы врагу. Зато в критической ситуации выяснилось, что он совсем не заботится о своих подданных, и даже отцовская любовь у него выражается в желании, чтобы оба сына погибли вместе с ним. Наместник сам преломляет жезл, символизирующий его власть, в то время как Белый маг держится за свой посох до последнего. Можно сказать, что в образе Денетора смешиваются избыток героического темперамента, который Толкин, допуская многозначительный анахронизм, дважды называет «языческим», и мелочная забота о собственном единовластии и границах его власти [«Дорога в Средьземелье», «Просто аллегория и символизм в широком смысле слова»].
Заметка об образе Денетора II и его сравнении с Саруманом.
1 минута
123 читали