5 подписчиков
Александр Сокуров. Фауст. 2011
«Фауст» Александра Сокурова не так тесно связан с одноименным произведением Гёте и произведениями других писателей, например, Кристофера Марло и Томаса Манна, создавших свои шедевры о бедном докторе, заключившем сделку с дьяволом, как может показаться на первый взгляд. Фильм Сокурова имеет к данной фольклорно-литературной традиции лишь косвенное отношение. Например, хронотоп остался прежним – средневековый немецкий город, сохраняется и лейтмотив – Фауст не верит в Бога, а потому вступает в отношения с дьяволом, главный герой встречает Маргариту. Но на этом параллели заканчиваются.
Главный смысловой акцент режиссер смещает: если Фауста Гёте интересовало только познание и само знание, ради которых он заключает роковую сделку, то Фауст Сокурова жаждет обладания, его прельщает только власть. И это принципиальная режиссерская позиция, так как это позволяет поставить Фауста в один ряд с Гитлером, Лениным и императором Хирохито – героями предыдущих фильмов Сокурова («Молох» (1999), «Телец» (2001) и «Солнце» (2005) соответственно), фильмов, в которых режиссер поднимает актуальную во все времена тему власти – её природа, её пределы, её диалектика. Так Фауст в фильме, совершая осознанное преступление, по-ницшеански преодолевает мораль, как бы оказываясь по ту сторону добра и зла, и тем самым обретает внутреннюю свободу.
1 минута
23 апреля 2022