Найти тему
104,9 тыс подписчиков

Кого в «психологической войне» чаще всего называют врагом?


Во все времена пропаганда была направлена не только на собственное население, но и на «человеческий ресурс» противника (включая, конечно, вооруженные силы).

Конечно, опытные агитаторы всегда старались расколоть враждебное общество, находя для этого внутренние противоречия. Очень успешным был опыт большевиков в годы Гражданской войны (низы казачества против верхов, солдаты против офицеров, национальные окраины против белого движения, офицеры против капиталистов, умеренные социалисты против офицеров и т.п.).

Исследователь «психологической борьбы» Пол Лайнбарджер выделял несколько полезных для пропаганды «врагов»:

— конечно, правитель государства, «первое лицо»;

— элита страны (генералы, капиталисты, помещики, бюрократия, активисты партий);

— заговорщики («пятая колонна», тайное общество, виновники конфликта, вредители);

— «меньшинства» (национальные, религиозные, оппозиционные).

Интересно, что в период Второй мировой войны сами американцы, как считал Лайнбарджер, ругали японских милитаристов, но не трогали личность императора (подразумевалось, что с ним все-таки будут заключать мир).

Так что критика власти или элиты может осуществляться весьма выборочно, для поддержания «окна возможных переговоров».

Иллюстрации: агитационные плакаты в разные исторические периоды.
1 минута
7539 читали