Найти тему
104,9 тыс подписчиков

Известный исследователь «психологической войны» Пол Лайнбарджер высоко отзывался о советской агитации в период Великой Отечественной войны.


«Опытный пропагандист попытается убедить вражеских солдат, что его враг — не они, а кто-нибудь другой — король, фюрер, элитные войска, капиталисты...» (с) П. Лайнбарджер. Психологическая война. Теория и практика обработки массового сознания.

Лайнбарджер обращал особое внимание на то, что сам И. В. Сталин, ещё в начале 1942 года заявил: Гитлеры приходят и уходят, немецкий народ, немецкое государство — остаются. Таким образом было заявлено, что врагом СССР является агрессивный нацизм (фашизм), а не немцы.

В агитации, направленной на немцев, заявлялось, что Гитлер — авантюрист, из-за которого солдаты Рейха все полягут. Это позднее подкреплялось заявлениями немецких военачальников, попавших в плен («Союз германских офицеров»).

Советская пропаганда напирала на классовый тезис (хотя в 1941 — 1942 годах он себя особо не оправдывал) — простые рабочие, крестьяне и солдаты Германии были обмануты. Лайнбарджер считал, что благодаря такому отношению немецкая «партизанщина» в заметном масштабе так и не появилась.

Но в сложные годы Великой Отечественной агитация, направленная именно на советский народ, напротив, часто конкретизировала массового противника, называя его именно «немцем».

Позднее «активистов» вроде Эренбурга «одернули»: «разные немцы по-разному воюют и по-разному ведут себя...» (с) Товарищ Эренбург упрощает.

Иллюстрации: листовки для немца
1 минута
5420 читали