17,7 тыс подписчиков
Апрель – самый поэтичный и воспетый в русской поэзии месяц. Природа громко возвещает: Я проснулась. Смерти нет. Грядет новая жизнь.
Об этом и у Мандельштама:«в забвении печальной смерти», и у Давида Самойлова:«ярое преображенье духа». Но если у первого воздушным настроением проникнуто все стихотворение и о зиме/смерти только последние строки, то посмотрите, как оно меняется у второго:
Утренний мятный свет из первой строфы вдруг становится ярым беспощадным обличителем болезненной желтизны и преображателем духа. И снова в третьей строфе у Самойлова – тюлевый дымок, распутица, но и «невнятица», «разруха». Совмещение гармонии и несовершенства этого мира. Которое так хорошо мы чувствуем и видим именно в апреле, из-под сошедшего снега.
На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Березы ветви поднимали
И незаметно вечерели.
Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко, —
Когда его художник милый
Выводит на стеклянной тверди,
В сознании минутной силы,
В забвении печальной смерти
(О. Мандельштам, 1909 г)
Распутица. Разъезжено. Размято.
На десять дней в природу входа нет.
Лишь перелесков утренняя мята
Студит во рту. Преобладает свет.
Свет беспощадный, ярый свет весны,
Срыватель тайн с морщинок и веснушек,
Припухших век, очей полузаснувших,
С болезненной и страстной желтизны.
Свет. Ярое преображенье духа.
Размяты в тюрю колеи дорог.
Невнятица, распутица, разруха.
А там —опушек тюлевый дымок
(Д. Самойлов, 1969 г.)
1 минута
11 апреля 2022
204 читали