Найти тему
193,1 тыс подписчиков

В 1954 году в деревне Прислониха, что в Ульяновской области, советский художник Аркадий Пластов написал весьма любопытную картину. Изображена на ней была не комсомолка, глядящая в светлое будущее, не крепкорукая работница, стоящая у станка, и даже не бойкая и деловитая колхозница. Собственно, именно за это критики живописца и осудили.


Сюжет картины, названной "Весна", весьма простой и бытовой: в открытом предбаннике женщина (молодая мать? сестра?) одевает девочку. Малышка спокойно стоит, позволяя повязать большой и теплый платок. А женщине, разгоряченной после бани, не страшен ни зимний холодок, ни парящие в воздухе снежинки.

Известно, что Пластов писал курносую малышку с дочери своей знакомой, а вот личность ее спутницы остается загадкой. По одной из версий, девушка с распущенными волосами - образ собирательный, по другой - пятнадцатилетняя соседка художника из Прислонихи. Так или иначе, но атмосфера молодости, чистоты и нежности, окружающая двух изображенных, покорила не всех.

Художника обвинили в желании очернить быт советского человека. Критики утверждали, что от картины веет чуждой деревне нищетой: истопленная "по-черному" баня, кривоватая, с потемневшей от копоти дверью, пол, устланный колкой соломой...Кроме того, претензии предъявлялись и к сюжету, сочтенному бессодержательным. В чем же, мол, идея картины? Какая цель? Что демонстрирует? К чему призывает?

Однако порой искусство - это не про цели и призывы, а просто, как здесь, про весну.
1 минута
24,8 тыс читали