Найти тему
12,4 тыс подписчиков

В 1883 году на смертном одре Иван Тургенев пишет Льву Толстому, своему давнему врагу: «…Пишу же я вам собственно, чтобы сказать вам "как я был рад быть вашим современником" и чтобы выразить вам мою последнюю искреннюю просьбу. Друг мой, вернитесь к литературной деятельности! Ведь этот дар вам оттуда, откуда все другое. Ах, как я был бы счастлив, если б мог подумать, что просьба моя так на вас подействует! (..) Друг мой, великий писатель русской земли – внемлите моей просьбе!»


Писатели умудрились рассориться чуть ли не до дуэли, перестать общаться на целых 17 лет, но именно ему, давнему врагу, Иван Сергеевич выказывает почтение перед смертью, как великому писателю, гению, словно завещая то, что было сердцу больше всего дороже – будущее российской литературы.

Ведь есть в этом красота, благородство и сила – признавать достоинства своего соперника и прийти однажды к тому, что искусство – выше вражды и гордыни.

Рассуждая об этом, хочется снова вернуться к вопросу восприятия творения вне творца. Только вчера обсуждали эту тему с читателями: понравится ли вам картина, зная, что написал её Гитлер? Мне – да.

Сколь неприятна была бы сама личность, её творение всегда должно рассматриваться с точки зрения лишь своей собственной ценности. Если Ваш враг – гений, глупо отрицать его гениальность.

И хотелось бы, чтобы искусство, в частности наша любимая литература, всегда оставалось вне злобы, конфликтов и дешёвых интриг – выше людского и грязного, напротив, объединяя души и сердца.
В 1883 году на смертном одре Иван Тургенев пишет Льву Толстому, своему давнему врагу: «…Пишу же я вам собственно, чтобы сказать вам "как я был рад быть вашим современником" и чтобы выразить вам мою...
1 минута
1198 читали