104,4 тыс подписчиков
«Дальний Восток я считаю потерянным для нас»
Так писал будущий Верховный правитель А. В. Колчак белому генералу М. В. Алексееву, описывая ситуацию, сложившуюся на Дальнем Востоке в 1918 году.
Он указывал на полный беспорядок, падение любой власти, «бесконтрольное хозяйничание японцев», «в высшей степени унизительное и бесправное положение всего русского населения». По мнению Колчака, в лучшем случае годы потребовались бы для возвращения Дальнего Востока (В. Ж. Цветков. Адмирал Колчак. «Преступление и наказание» Верховного правителя России).
Белая власть и позднее не сумела совладать с ситуацией. Полномасштабная японская интервенция продолжалась до 1922 года, тогда как с Северного Сахалина японцы вообще ушли только в 1925 году.
Советская власть в борьбе с японцами (и оставшимися белыми) опиралась на буферную Дальневосточную республику. В. И. Ленин упоминал и внешний фактор — давление на Японию со стороны других стран, особенно США. Считалось, что японцы, после оккупации территорий Китая и российского Дальнего Востока, станут слишком сильными.
Отношения между СССР и Японией оставались весьма сложными и в тридцатые годы (достаточно вспомнить Хасан и Халхин-Гол).
Реально же безопасность Дальнего Востока была обеспечена уже при И. В. Сталине, в августе 1945 года, когда «давний противник» ещё с царских времен потерпел окончательное поражение (на тот исторический момент уж точно).
Фотографии: японские интервенты, Красная Армия в 1945 году.
1 минута
22 марта 2022
6839 читали