ОЛОВЯННАЯ ЧУМА


Морозной зимой 1916 года партия олова была отправлена по железной дороге с Дальнего востока в европейскую часть России.

  Но на место прибыли не серебристо-белые слитки, а мелкий серый порошок.

  За четыре года до этого произошла катастрофа с экспедицией полярного исследователя Роберта Скотта. Экспедиция, направлявшаяся к Южному полюсу, погибла, так как осталась без топлива:оно вытекло из железных сосудов сквозь швы, пропаянные оловом.

Примерно в те же годы к известному русскому химику В.В.Марковникову обратились из интендантства с просьбой объяснить, что происходит с лужеными чайниками, которыми снабжали русскую армию.

  Чайник, принесенный в лабораторию в качестве наглядного примера, был покрыт серыми пятнами и наростами, которые осыпались даже при легком постукивании рукой.

Анализ показал, что и пыль, и наросты состояли только из олова, без каких бы то ни было примесей.

 Что же произошло с металлом во всех этих случаях?

При температуре ниже 13,2 град С в кристаллической структуре оловянного слитка начинается перестройка.

Белое олово превращается в порошкообразное серое и чем ниже температура, тем больше скорость этого превращерия.

 Максимума она достигает при минус 39 град.С.

  Результат превращения белого олова в серое иногда называют "оловянной чумой".

 Пятна и наросты на армейских чайниках, вагоны с оловянной пылью, швы, ставшие проницаемыми для жидкости, -следствия этой "болезни".
ОЛОВЯННАЯ ЧУМА Морозной зимой 1916 года партия олова была отправлена по железной дороге с Дальнего востока в европейскую часть России.