104,4 тыс подписчиков
«На Западе человека заменяла машина — в России человека заменить было нечем».
Так считал историк-эмигрант Антон Антонович Керсновский, указывая на определенный «временной разрыв» между производством в западных странах и в России. Этот «разрыв» сказался особенно сильно в годы Первой мировой. Тогда выяснилось, что огромную часть населения просто нереально «оторвать от производства».
Потому, несмотря на большое население, «человеческие ресурсы» Российской империи вовсе не являлись бесконечными. Даже условные «заводы» на практике часто являлись мастерскими «кустарно-ремесленного производства», их невозможно было механизировать в столь короткие сроки. Это уже не говоря о сельском хозяйстве, в котором была занята большая часть населения.
Слабая промышленность приводила к развалу транспорта, развал транспорта — к «продовольственному кризису», при котором еда была, но её не успевали подвозить. Схожая ситуация была со снабжением. Таково было мнение Керсновского — несоответствие экономики «современным вызовам» пробудило реакцию у активной части общества. При общей растерянности властей.
«С каждым месяцем все явственнее сказывалась непомерность напряжения, потребовавшегося от России. Ни политически, ни экономически (экономия вытекает из политики) наше Отечество не было к такому напряжению подготовлено...» (с) История Русской армии. Том IV.
Фотография: Сборка бронеавтомобилей конструкции штабс-капитана Мгеброва на Ижорском заводе в Петрограде, период Первой мировой войны.
1 минута
19 марта 2022
7150 читали