Найти тему
74,8 тыс подписчиков

Художника Илью Репина в Советском Союзе чтили, но об одной из его последних картин предпочитали не вспоминать. Слишком уж неприглядным получился сюжет полотна под названием «Большевики».


Последние годы жизни Репин провел в Финляндии. Участок в поселке Куоккала, на котором была построена усадьба Пенаты, он приобрел еще до революции. После провозглашения финской независимости в декабре 1917 года, имение оказалось отрезано от России, а сам художник невольно стал эмигрантом.

В Стране Советов Репин не появлялся, но живо интересовался происходящим в России. О том, какой стала родина, художник судил по финским газетам и рассказам других эмигрантов. Разительные перемены совсем не нравились мастеру. К тому же советское правительство реквизировало банковские счета и картины Репина, оставшиеся в советских музеях.

Встретив революцию с воодушевлением, Репин все больше в ней разочаровывался. Апофеозом его разочарования стала картина «Большевики» или, как ее называют иначе, «Солдаты Троцкого отнимают у мальчика хлеб».

Зная, как художник относится к советской власти, большевики, впрочем, не теряли надежды увидеть его в России — слишком большой величиной в мире искусства был Репин. Знакомые, друзья, ученики, все, кто остался в Стране Советов, хором уговаривали Илью Ефимовича вернуться («Действуйте, как хотите, но так, чтобы И. Е. был перемещен к себе на родину». К. Ворошилов).

Художник был непреклонен. Никакие посулы не заставили его изменить решение. До конца дней Репин оставался в Пенатах.
1 минута
7118 читали