Найти тему
104,9 тыс подписчиков

Цицерон и «справедливая война».


Человечество всегда понимало вред войны, вернее, возможные последствия. Однако, вооруженные конфликты в «большой политике» — дело неизбежное. Это понимали и древние, стремившиеся так или иначе «оправдать» войну в глазах собственного народа.

Так, известный древнеримский философ, оратор и политик Марк Туллий Цицерон (I век до н.э.) делил войны на «справедливые» и «несправедливые». «Справедливые» войны римляне могли вести ради «укрепления влияния» (imperium) или ради славы.

«Справедливая война» должна быть официально объявлена. Хороший аргумент в пользу «справедливости» — необходимость возместить причиненный недружественным государством ранее ущерб. В этом плане римляне были злопамятны и могли «вспомнить об обиде» спустя лет эдак двадцать - тридцать.

Кроме того, Цицерон говорил о необходимости исполнения «правовых норм», всех обещаний и договоров. Нужно защищать «друзей римского народа» и милостиво обращаться с побежденными (хотя это необязательно, особенно если побежденные «плохо себя вели»).

С другой стороны, в реальности римляне часто позволяли себе войны не по «философии Цицерона». Но интересно, что уже в то античное время люди задумывались об «ограничениях» и «правилах» на поприще военных конфликтов.

Но Рим, как «сверхдержава» того периода, мог себе позволить многое. И это во многом исторический закон — большие и сильные государства могут позволить себе больше, чем небольшие «вассалы» и «буферы».

Источник: Питер Джонс. Голосуйте за Цезаря.
1 минута
4132 читали